Владивосток
Издательство Дальневосточного университета
2004 г.
ББК 39.42 г
М 956
Рецензенты:
В.Г.Бугаев, докт.техн. наук, профессор ДВГТУ
В.М.Козин, докт.техн. наук, профессор ИМиМ ДВО РАН
Мытник Н.А.
М 956 Краткая история корабельных наук (хронология событий с комментариями). -
Издание второе, переработанное, Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004.- 197 с.
ISBN 5-7444-0889-4
В монографии в хронологическом порядке изложена краткая история корабельных наук с комментариями, схемами, рисунками и формулами. Книга предназначена для специалистов и читателей, интересующихся историей кораблестроения.
М 2303020200/180(03)-99 без объявл. ББК 39.42 г ISBN 5-7444-0889-4 |
(c)Издательство Дальневосточного университета (с)Мытник Н.А. 2004 г. |
Книга носит научно-популярный характер и рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся историей кораблестроения. Она посвящена истории развития корабельной науки - специальной или прикладной отрасли точных наук, которая долгое время, на протяжении многих веков, считалась в техническом научном мире лидирующей. Только с конца XIX века эта наука постепенно стала уступать по важности другим техническим наукам, и в частности, наукам, обслуживающим авиацию и космос. Однако последние стоят на той же самой теоретической базе и поэтому могут считаться естественным продолжением корабельной науки.
В настоящее время материал по истории корабельных наук, публикуемый в научно-популярной и технической литературе, как правило, систематизирован по основным ее разделам, например: теории корабля, прочности, проектированию и т.д. Такой подход понятен с точки зрения научной специализации, однако не позволяет рассматривать корабельную науку как целое, увидеть взаимосвязь ее составляющих в связи с развитием техники и социально-экономических процессов.
Поэтому в данной работе исторический материал представлен в виде последовательности научных событий, изложенной хронологически вне зависимости от раздела корабельной науки. При этом каждое научное событие сопровождается перечнем наиболее интересных моментов, происшедших в это же время в области кораблестроения, мореплавания и военно-морских войн. Наиболее важные научные события имеют комментарий, поясняющий связь науки и практики, и краткую историческую справку по биографии ученых. Такой подход, зачастую нарушающий логическую связь между смежными событиями, заставляет читателя воспринимать историю корабельной науки как естественную часть развития кораблестроения и мореплавания, социально-экономического развития человечества в целом.
Так как история корабельной науки, как и всякой технической науки, по сути представляет собой историю специального математического моделирования, многие научные события сопровождаются формулами с экспликацией, напротив каждой из которых указан год их появления, а также различными схемами, поясняющими физическую суть явления. Пометки формул, которые даются в современном виде, представляются весьма полезными при переходе к обстоятельному изучению каждой конкретной науки.
Однако, ввиду ограниченности объема, изложенный материал рассчитан, прежде всего, на читателя, который знаком с историей кораблестроения и мореплавания, представляет исторические типы кораблей, их принципиальное устройство и технологию постройки. Подробное описание некоторых фрагментов из истории кораблестроения, в том числе приведенные изображения судов и кораблей, используются лишь как комментарий к научной проблеме, связанной с конкретным научным событием.
Для лучшего восприятия материала научные термины выделяются, а вся история корабельных наук разбита на пять периодов, каждому из которых тезисно дается краткая констатирующая характеристика, отражающая состояние в развитии корабельной науки в целом, судостроения, мореплавания, военно-морской техники и тактики. Для систематизации основных исторических событий по различным корабельным наукам в приложении к монографии дается таблица, позволяющая легко восстановить их логическую последовательность.
Для того, чтобы читатель еще раз проникся значением корабельной науки в развитии человечества, обслуживающей кораблестроение и мореплавание, можно вспомнить знаменитое высказывание Уолтера Рэли: "Тот, кто владеет морем, владеет мировой торговлей. А кто владеет мировой торговлей, владеет богатствами земли и ею самой" [29]. Думается, что в нашу информационную эпоху это положение остается еще в силе.
Предисловие
Глава 1. "Эмбриональный" период корабельной науки (с 3000 г. до н.э. по 400 год н.э.)
Глава 2. Базисный период корабельной науки (с 400 по 1650 год)
Глава 3. Период становления и (1650-1746 гг.)
революционного развития
(... до1854 г.)
корабельной науки (золотой век - по 1906 год)
Глава 4. Период специализации корабельных наук (с 1906 по 1945 год)
Глава 5. Кибернетический период эволюционного развития корабельных наук (с 1945 г. по настоящее время)
Литература
Приложение
Алфавитный указатель
1. Gibbons Т. The complete encyclopedia of battleships and battlecruisers. London: Salamander book, 1983.
2. Ашик В. Проектирование судов. -Л.: Судостроение, 1985.
3. Белкин С. Голубая лента Атлантики. -Л.: Судостроение, 1967, 1990.
4. Бережных О. Из истории развития подводного кораблестроения // Судостроение.- 1991.- № 11,12..
5. Бережных О. Из истории развития мировой науки и техники // Судостроение.- 1987.- № 2-4, 7-10, 12; -1988.- № 4-10.
6. Бережных О. Самые большие корабли. -Л.: Судостроение, 1985.
7. Богатырев И., Мельников Р. Эволюция конструкций неметаллических судов // Судостроение.- 1990.- № 12.
8. Боевые корабли мира / Под ред. А.Макарова.- С.-Пб. -М.: Полигон, 1995.
9. Быховский И. Из истории решения проблемы прочности подводных лодок // Судостроение.- 1979.- № 9.
10. Военно-морской словарь / Под ред. В.Чернавина. -Л.: Судостроение, 1989.
11. Генриот Э. Краткая иллюстрированная история судостроения. -Л.: Судостроение, 1973.
12. Горз Д. Подъем затонувших кораблей. -Л.: Судостроение, 1978.
13. Дыгало В., Аверьянов М. История корабля. -М.: Изобразительное искусство, 1981, 1989, 1991.
14. История отечественного судостроения. В 5 т. / Под ред. И. Спасского. -С.-Пб.: Судостроение, 1994-1996.
15. Короткин И. Аварии судов на воздушной подушке и подводных крыльях. -Л.: Судостроение, 1981.
16. Манн-Боргезе Э. Драма океана. -Л.: Судостроение, 1982.
17. Мельников Р. Развитие основных типов неметаллических судов // Судостроение.- 1991.- № 2,5,10,12; - 1993.- № 8,9.
18. Морской энциклопедический справочник / Под ред. Н.Исанина. -Л.: Судостроение, 1987, 1991.
19. Нарусбаев А. Катастрофы в морских глубинах. -Л.: Судостроение, 1982.
20. Павлов А. Военно-морской флот России и СНГ. 1992 г. Справочник.- Якутск, 1992.
21. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1987.
22. Судостроение в "Книге рекордов Гиннеса"// Судостроение.- 1992.- № 7; 1993.- № 2-7.
23. Уоллес Р. Мир Леонардо. -М.: Терра, 1997.
24. Фукельман В. Жизнь корабля. -Л.: Судостроение, 1978.
25. Холодилин А. Некоторые вопросы развития теории корабля в XVII - XVIII вв. // Судостроение.- 1989.- № 3.
26. Шапиро Л. Самые быстрые корабли. -Л.: Судостроение. 1981.
27. Шапиро Л. Самые нелегкие пути к Нептуну. -Л.: Судостроение, 1987.
28. Шершов А. История военного кораблестроения. -Л.: Воениздат, 1940.
29. Энциклопедия кораблей / Под ред. К. Маршалла. -С.-Пб.-М.: Полигон, 1997.
30. История штормовой мореходности от древности до наших дней /Авторский коллектив под ред. В.Н. Храмушина.- Ю.-Сахалинск, 2004.