УДК 656.1+551.46(063)
ББК 39.48+26.221
M 79
ISSN 2227-4375
M 79 Мореходство и морские науки-2008: избранные доклады Первой Сахалинской региональной морской научно-технической конференции (12 февраля 2008 г.) / Под ред. В. Н. Храмушина. – Южно-Сахалинск : СахГУ, 2008. – 170 с.Navigation and Marine Researches – 2008: reports of the First Sakhalin regional marine scientific conference, Feb-12, 2008 / Yuzhno-Sakhalinsk : Sakhalin State University, 2008. – 170 p. Ed. of Iss. V.N.Khramushin, E-mail: Khram@Sakhalin.ru.
Reports of Sakhalin scientists and marine engineers are devoted to actual Far East development for maritime structure and navigation on seaside of Sakhalin region. The researches of the interaction processes of a ship and stormy ocean, as well as scientifically-methodical ensuring and technical equipping for the operative monitoring and supervision systems at sea and atmosphere conditions, are introduce by authors as priority for marine activity and maritime developing on the seas of Russia Far East.
Key words: hydrographic, fluid-mechanics, sea ports, navigation, design, shipbuilding, stormy seaworthiness.
Оргкомитет научно-технической конференции: председатель оргкомитета – Б.Р. Мисиков, канд. физ.-мат. наук, докт. пед. наук; сопредседатели оргкомитета: – В.Н. Храмушин, канд. техн. наук, председатель Сахалинского отделения
РНТОС им. А.Н. Крылова; Е.Н. Лисицына, канд. ист. наук, доцент; члены оргкомитета: Р.П. Бернгардт, докт. геогр. наук; В.М. Дуничев, канд. геол.-мин. наук; Л.Н. Конюхова; В.А. Мелкий, докт. техн. наук; Ю.И.Недорез; В.М. Пищальник, докт. техн.
наук; А.В. Файн; А.В. Фролов; В.О. Шубин, канд. ист. наук; В.А. Шустин.
ISBN 5-88811-232-2 © Сахалинский государственный университет, 2008
||||||||||||||||||| © Издательство СахГУ, 2008.
Дорогие друзья, коллеги!
От судостроительной общественности России поздравляю организаторов и участников с началом работы первой Сахалинской региональной научно-технической конференции «Мореходство и морские науки».
Мы рады, что наш форпост на самых восточных рубежах России в лице Сахалинского отделения Рос НТо судостроителей им. академика А.Н. Крылова, созданный по решению IIIго Съезда Рос НТО в 2007 г., начал свою активную работу по реализации решений III съезда и Первой российской научно-технической конференции судостроителей «Единение науки и практики».
В настоящее время в стране проходит реструктуризация промышленности, в том числе и судостроения. В стадии создания находится Объединенная судостроительная корпорация, куда входят три холдинга: западный, северный и восточный. Задача нашей судостроительной общественности – активно подключиться к этому процессу. Решение наших конференций, съездов, конгрессов и др. общественных мероприятий должны быть направлены на развитие научно-технической составляющей этого процесса реструктуризации отрасли, имея ввиду достижение ее конечной цели – обеспечение конкурентоспособности наших кораблей и судов на мировом рынке судостроительной продукции.
Дорогие друзья, желаем Вам успешной работы на благо развития судостроения в дальневосточном регионе России.
Герой России, Президент Рос НТО
судостроителей им. акад. А.Н. Крылова
В.Л. Александров
Уважаемые коллеги!
История мореплавания на Дальнем Востоке России на всех этапах была неразрывно связана с обеспечением безопасности кораблей и судов, защитой общенациональных интересов на Тихом океане, становлением и развитием морского образования и науки.
Особенно бурными темпами военный, торговый, рыбодобывающий и научно-исследовательский флоты России в Дальневосточном регионе развивались в XX веке, что было связано с активным освоением здесь минеральных и биологических ресурсов, а также обеспечением прорыва СССР в ряд ведущих морских держав. Начало XXI века ознаменовано новыми политическими и экономическими приоритетами нашей страны, реализация которых немыслима без обновления флота и всей морской инфраструктуры. Для эффективного выполнения этой задачи необходима мобилизация средств, координация деятельности и творческое сотрудничество всех органов власти, судостроителей, моряков и рыбаков, представителей науки и образования.
Открывающаяся 1-я Сахалинская региональная научно-техническая конференция имеет шансы стать важным этапом в координации работ по решению научно-технических проблем, связанных с освоением ресурсов Дальнего Востока, повышением безопасности и эффективности мореплавания и экономической деятельности, комплексными морскими исследованиями. Одновременно конференция должна способствовать популяризации хорошей морской практики и результатов научно-исследовательской деятельности.
Поздравляю организаторов и всех участников конференции с её открытием. Желаю всем вам успехов в реализации поставленных целей и выражаю уверенность в том, что ваш высокий форум определит оптимальные пути кооперации морских наук с практикой мореплавания и освоения Мирового океана.
Начальник Тихоокеанского военно-морского института имени С.О. Макарова:
капитан 1 ранга Леухин Игорь Федорович.
К участникам конференции
Первая Сахалинская региональная научно-техническая конференция «Мореходство и морские науки» собрала в Южно-Сахалинске специалистов разных областей науки, занимающихся проблемами мореходства на Дальнем Востоке России. Конференция организована в соответствии с решениями III съезда Российского НТО судостроителей им. акад. А.Н. Крылова, направленными на создание конкурентоспособного российского флота, повышение эффективности мореплавания в сложных ледовых и штормовых условиях дальневосточных морей России.
Приветствуя проведение конференции, хочется отметить особую значимость и даже определённую символичность выбора места её проведения. Основной научно-технический и производственный потенциал сосредоточен в европейской части страны, но, несмотря на удалённость от традиционных научных центров и экономические трудности, дальневосточная наука продолжает успешно развиваться.
К Азиатско-Тихоокеанскому региону приковано внимание всего мира. Здесь сосредоточены значительные людские ресурсы, страны региона динамично развиваются. Около 80 % тоннажа мирового гражданского судостроения производится тремя странами: Республикой Корея, Японией и Китайской Народной Республикой. Через страны региона, омывающие их моря и Тихий океан проходят огромные грузопотоки.
Российский Дальний Восток в настоящее время занимает относительно скромное место в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но нужно надеяться, что уже в ближайшие годы его роль заметно возрастёт. Руководство страны неоднократно заявляло о необходимости ускоренного развития Дальнего Востока. Растёт интерес к нам со стороны зарубежных партнёров. Расширяются работы с международным участием по освоению нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. Дальневосточные моря богаты рыбой и другими биологическими ресурсами. Но освоение этих ресурсов затруднено суровыми природно-климатическими условиями: частыми и сильными штормами, длительным наличием ледового покрова, сейсмической активностью. Всё это требует ускоренного развития на Дальнем Востоке России научных исследований по широкому кругу проблем освоения моря, творческого взаимодействия работников академических организаций, вузов, отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, специалистов-эксплуатационников.
Конференция в Южно-Сахалинске – первая среди научно-технических конференций такого профиля в текущем году. В июне на Тайване состоится очередная конференция по судовой гидродинамике APHydro-2008; такие конференции проводятся в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона один раз в два года; автор этих строк входит в состав её оргкомитета. В октябре планируется проведение подобной конференции во Владивостоке, где подготовка специалистов для флота, судостроения и судоремонта ведётся в четырёх вузах: ДВГТУ, Морском государственном университете, Дальрыбвтузе и Тихоокеанском военно-морском институте. В этой конференции планируется участие членов центрального правления НТО судостроителей. Предполагается, что её тематика будет во многом близка к сахалинской.
В ДВГТУ (ДВПИ) в течение 50 лет проводились научно-технические конференции по проблемам судостроения. Кафедра проектирования судов, начиная с 1959 г., организовывала конференции по учёту особенностей Дальневосточного бассейна при проектировании и модернизации судов, которые в последние годы приобрели статус международных, а кафедра конструкции судов с 1957 г. – конференции по повреждениям и эксплуатационной надёжности судовых конструкций. Те и другие конференции обычно созывались один раз в три года. На этих конференциях специалисты отрасли имели возможность обменяться мнениями по актуальным вопросам судостроения и судоходства. С 1995 г. один раз в два года международные конференции по проблемам транспорта Дальнего Востока проводит Дальневосточное отделение Российской Академии транспорта на базе МГУ им. Г.И. Невельского. Дальневосточные научно-технические конференции способствовали совершенствованию флота Дальневосточного бассейна, расширению творческих связей со специалистами в нашей стране и за рубежом.
От имени профессорско-преподавательского состава ДВГТУ желаю участникам первой Сахалинской региональной научно-технической конференции «Мореходство и морские науки» творческих успехов.
Антоненко Сергей Владимирович,
д.т.н., профессор кафедры теории и проектирования корабля
Дальневосточного государственного технического университета (ДВПИ имени В.В. Куйбышева),
академик Российской академии транспорта, заслуженный работник высшей школы РФ.
После прошедших в сентябре 2007 года III Съезда Российского НТО судостроителей имени А. Н. Крылова и Первой российской научно-практической конференции судостроителей «Единение науки и практики» проведение на Сахалине научно – технической конференции является прекрасным продолжением дела установления более тесных связей между моряками, судостроителями и морской наукой в России.
Следует отметить, что основная цель конференции определения перспективных направлений морских инженерных исследований, фундаментальных и прикладных работ для создания конкурентоспособного российского флота представляется настолько важной, что её невозможно переоценить. Особенно важно то, что в работе конференции приняли участие представители рыболовных и судоходных компаний, проектных, научно-исследовательских и судостроительных организаций, а также высших учебных заведений России.
В настоящее время актуален вопрос подготовки квалифицированных кадров для постройки и эксплуатации морского, речного и военного флота России. Является симптоматичным то, что первым пленарным является доклад ректора СехГУ Мисикова Б.Р. о том, чтобы фундаментальные и прикладные исследования по морским тематикам осуществлялись на базе Сахалинского государственного университета. Участие, не только преподавателей, но и студентов в исследовательской работе, направленной на развитие российского флота, даст возможность воспитать и подготовить кадры, продолжающие славные традиции морского дела страны.
Выражаем благодарность организаторам первой Сахалинской конференции Мисикову Борису Рамазановичу, Храмушину Василию Николаевичу и Лисицыной Елене Николаевне, а также пожелаем успешного продолжения важного дела развития связей между практикой и наукой в России.
Зав. кафедрой ТУК НГАВТ д.т.н., проф. В.В. Вьюгов,
профессор кафедры ТУК д.т.н. А.Ш. Готман
Уважаемые друзья и коллеги!
От всей души поздравляю участников 1-й Сахалинской региональной научно-технической конференции "Мореходство и морские науки - 2008" с началом ее работы.
Открытие Сахалинского отделения Российского НТО судостроителей им. А.Н. Крылова и проведение настоящей конференции на Сахалине, учитывая все возрастающую активность морской деятельности в Дальневосточных морях, является весьма знаменательным фактором и послужит эффективности и безопасности морских работ.
С уважением и пожеланием плодотворной работы,
Заслуженный деятель науки Российской Федерации,
доктор геолого-минералогических наук М.Л.Красный
Мытник Н.А., Бурменский А.Д. Кораблестроение Комсомольска-на-Амуре – освоению Сахалина.
Секция 1.
Морское судовождение и мореходные качества действующего и перспективного флота для Дальнего Востока России.
Бугаев В.Г., Киричек П.И., Маринченко Д.Г., Плотник А.А., Радченко А.Б. Технология и организация автоматизированного проектирования судов.
Чижиумов С.Д. Влияние формы носовой оконечности судна на характер его взаимодействия со встречными волнами.
Храмушин В.Н. Гидродинамическая стабилизация качки корабля на тяжелом волнении.
Антоненко С.В., Китаев М.В. Некоторые аспекты проектирования движительных комплексов судов с несколькими режимами движения.
Храмушин В.Н. Перспективные проекты сверхмалых автономных и телеуправляемых плавсредств для решения задач мониторинга и контроля морских акваторий. Физические основы обеспечения ходкости и живучести судов в условиях экстремального морского волнения.
Бернгардт Р.П. Теоретические основы проектирования резервных ветроакводвижителей, обеспечивающих экономичность и безопасность судовождения.
Секция 2.
Морская инженерная инфраструктура, развитие и конкурентоспособность морских и рыбных портов Сахалина и Курильских островов
Недорез Ю.И. Рыбные порто-франко как решающий стартовый фактор воссоздания отечественного рыбохозяйственного комплекса.
Шапорев В.М. Современное техническое состояние портовых гидротехнических сооружений о. Сахалин.
Маевский Д.В. Использование лазерных зрительных средств навигационного оборудования в сложных условиях плавания.
Попов А.Ю. Опыт ледового плавания при обслуживании нефтегазовых проектов.
Минервин И.Г., Красный М.Л., Сваричевский А.С., Казаков Н.А., Гринчак А.Г., Файн А.В., Шустин В.А., Храмушин В.Н. Новые цифровые батиметрические массивы по морским акваториям Сахалинской области.
Шустин В.А., Файн А.В., Храмушин В.Н., Костенко И.С. Природа и гидродинамические особенности морских наводнений, предварительное районирование и оперативный прогноз опасных морских наводнений и экстремальных течений на шельфе Сахалина и Курильских островов.
Солдатенков А.Е. Использование ГМССБ для предотвращения попадания судов в неблагоприятные гидрометеорологические условия.
Ковалев П.Д., Шевченко Г.В., Ковалев Д.П., Чернов А.Г. Экспериментальные исследования морских опасных явлений в порту города Холмск
Тунгусов А.Л. Решение вопросов судоподъема и утилизации судов, оставшихся на мели у побережья Сахалина и Курильских островов
Секция 3.
Навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение на морских коммуникациях Сахалинской области
Бернгардт Р.П. Типизация морских катастроф, обусловленных гидрометеорологическими условиями судовождения.
Ровенский А.В. Влияние гидрометеорологических условий на применение военной техники ВМФ.
Пищальник В.М., Тамбовский В.С., Гальцев А.А. Концепция ледового и гидрометеорологического обеспечения морских объектов проекта «Сахалин-1», как основная часть геоэкологического мониторинга нефтегазовых месторождений сахалинского шельфа.
М.Л. Красный, В.А. Шустин, Р.П. Бернгардт, В.Н. Храмушин. Создание подсистемы мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды для залива Анива (остров Сахалин) в рамках сахалинских шельфовых нефтегазовых проектов.
Поплавский А.А., Золотухин Д.Е., Храмушин В.Н. Макросейсмическая модель источника цунами и оценка ее эффективности при численном моделировании.
Секция 4.
Научно-просветительская деятельность и становление специального морского образования
Готман А.Ш. Проблемы подготовки современный инженеров – кораблестроителей.
Ровенский А.В. Подготовка курсантов ТОВМИ им. С. О. Макарова по гидрометеорологическому обеспечению кораблевождения.
Самарин И.А. Остров погибших кораблей. Хроники сахалинских кораблекрушений.
Пономарев С.А. Об истории и именах Курильских островов.
Овченков В.В. О создании музея истории мореплавания и океанографии Сахалинской области.
Заключение
Сведения об авторах
Принятые сокращения
Дальневосточные морские рубежи России характеризуются высокой штормовой активностью, существенно повышающей требования по мореходности к океанскому кораблю. В работе показана возможность существенного улучшения мореходных качеств корабля при плавании в условиях штормового ветра и волнения. В целях развития исследований в области штормовой мореходности и безопасности мореплавания, обосновывается необходимость комплексных экспериментальных исследований с крупномасштабными моделями судов в открытом море и на нестандартном волнении прибрежных мелководий.
История Российского Дальнего Востока имеет периоды активного освоения огромных морских просторов. Важнейшими вехами славных эпох явилось строительство судостроительного завода и двух крупных океанских кораблей «Св.Петр» и «Св.Павел» в Охотске, и не столь давний трудовой подвиг наших отцов и дедов при создании крупного промышленного центра в Комсомольске-на-Амуре. Научный и производственный потенциал Амурского судостроительного завода дают право на надежду, и являются ключом к воссозданию российского дальневосточного мореходства в современных условиях.
Во вступительном докладе руководителя объединенной секции по морским инженерным наукам и технологиям, в краткой форме показываются современные проблемы восстановления морской рыбопромысловой деятельности на Сахалине и Курильских островах.
На примере рыболовного судна РС-450 компании «Посейдон-Звезда» рассматривается технология и организация автоматизированного проектирования судов на предприятии. Особое внимание уделяется оптимизации проектных решений до создания трехмерной модели судна и алгоритму параметризации и декомпозиции концептуального электронного цифрового макета судна как сложной сборки.
Обсуждаются возможности решения проблемы штормовой безопасности судна за счёт снижения нагрузок от удара волн путём рационального выбора формы носовой оконечности. Разработаны алгоритмы решения проблемы на основе численного моделирования бортового и днищевого слеминга. Предлагается и численно обосновывается способ снижения ударных давлений при днищевом слеминге путём замены плоского участка днища вогнутым или гофрированным. Приведён пример оптимизации формы надводной части носовой оконечности контейнеровоза по критерию минимума ударной силы при бортовом слеминге. Показано, что оптимизация формы обводов позволяет существенно снизить ударные нагрузки.
В докладе обсуждается два технических решения о проектировании обводов корпуса корабля, способствующих значительному уменьшению качки в условиях интенсивного штормового волнения: 1 – округлая форма мидельшпангоута с максимальным завалом борта на уровне действующей ватерлинии обеспечивают значительное уменьшение бортовой качки корабля, как без хода, так и на полном ходу любыми курсами относительно штормового волнения; 2 завал форштевня и уменьшение надводных объемов в носовой части корабля дают возможность значительного снижения килевой качки на ходу корабля за счет особых гидродинамических условий корабельного волнообразования и взаимодействия корпуса со штормовыми волнами. Обосновывается достижение эксплуатационных преимуществ новых проектов кораблей, в том числе с использованием специальных методов управления кораблем в штормовых условиях для компенсации изначально заложенных недостатков мореходных свойств.
Выбор типа и основных характеристик гребного винта во многом определяет экономические показатели судна. Для обычных транспортных судов основным режимом движения является полный ход. Именно на этот режим рассчитывают гребной винт. Но для многих судов характерны, по крайней мере, два существенно различных режима: полный ход и движение с малой скоростью, но большой тягой. Это, например, буксиры, траулеры, суда ледового плавания.
Наиболее распространенный тип судового движителя – гребной винт фиксированного шага. Он всегда рассчитывается на совершенно определенный режим, при отклонении от которого нарушается соответствие между винтом, корпусом и двигателем. В качестве альтернативных вариантов могут использоваться винты регулируемого шага, более сложные и дорогие, но позволяющие достигать соответствия с двигателем и корпусом. Для обоих типов винтов, кроме того, можно применять направляющие насадки, заметно увеличивающие тягу на малых скоростях, но неэффективные на полном ходу.
В начальной стадии проектирования необходимо выбрать оптимальный вариант движителя, по возможности избегая трудоемких и длительных расчетов используя приближенные методы.
Эффективность мониторинга морских акваторий, действенность контроля технического состояния морских инженерных сооружений и охранно-сторожевых мероприятий в открытом море может быть достигнута при активном использовании малогабаритных автоматизированных плавсредств, способных поддерживать бесперебойную работу бортового телеметрического оборудования в штормовых и в сложных в навигационном отношении условиях мореплавания, в том числе с соблюдением повышенных мер безопасности, экологической чистоты и скрытности обследования водной поверхности, и от которых возможно непрерывное получение измерительной информации в морских службах и в специализированных экспертно-аналитических центрах.
Рассмотрены теоретические основы проектирования резервных движителей корабля, действующих от энергии ветра и волн. Показано, что потенциал энергии ветра за время равное периоду ветровой волны превышает потенциал энергии потока воды в гребне ветровой волны. Показано также, что воздействие волны на корпус корабля и механизмы резервного движителя имеет характер кратковременного повреждающего удара, и потому непригодно для практического применения. Предложены перспективные решения для проектирования резервных движителей корабля на основе энергии ветра.
На базе мирового и отечественного исторического опыта и нового законодательства Российской Федерации рассматривается вопрос о необходимости и механизмах создания профильных рыбопромышленных особых портовых экономических зон (рыбных порто-франко) на путях браконьерской миграции добытой в российской морской экономической зоне морепродукции. Предлагается вывод, что создание рыбных порто-франко – это решающий альтернативный экономический стартовый фактор возрождения и подъема рыбной промышленности России и Сахалинской области – в частности.
В докладе представлены обзорные данные и архивные материалы ЗАО «МИДО» (гидротехнические изыскания), полученные при обследовании, проектировании и ремонте гидротехнических сооружений на морском побережье острова Сахалин.
В сообщении дается обзор новых разработок и методов применения береговых и ботовых лазерных средств для навигационного обеспечения мореплавания, в том числе применимых в сложных условиях кораблевождения.
На основе практического опыта работы сделан анализ эффективности обслуживания ледовыми экспертами зимних навигаций с момента начала обустройства нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина. Для сведения к минимуму риска техногенных катастроф предлагается организовать аналитическое и прогностическое сопровождение ледовых навигаций путем введения института ледовых экспертов и ледовых капитанов-наставников.
Новые цифровые батиметрические карты предназначены для реализации современных вычислительных комплексов и автоматизированных систем для оперативного контроля гидродинамического режима морских акваторий, для океанографических исследований и информационного обеспечения проектных работ по обустройству морских акваторий, для решения на современном научно-техническом уровне задач навигационно-гидрографического обеспечения и оптимизации морских транспортных коммуникаций, оперативного контроля, прогноза и предупреждения об опасных природных явлениях на море и побережье Сахалина и Курильских островов.
При поддержке компании Сахалинская энергия проведен комплекс вычислительных экспериментов и проанализированы результаты моделирования морских наводнений и цунами, необходимые для количественной оценки потенциальной опасности для морских инженерных сооружений на шельфе и на побережье о-ва Сахалин. Сделан вывод об отсутствии особых гидродинамических условий, способствующих опасности катастрофических цунами во всех акваториях, где выполняются морские работы по проектам Сахалин-1 и Сахалин-2. В то же время, ставится вопрос о потенциальной опасности больших наводнений и экстремальных прибрежных течений, образующихся под воздействием штормов с большими барическим градиентами, и особенно, если маршруты таких циклонов проходят непосредственно по прибрежным и шельфовым акваториям острова Сахалин.
Сделаны предложения и технические обоснования о необходимости развертывания автоматизированных гидрофизических постов наблюдения за динамикой моря и атмосферы. Ключевыми элементами создаваемой системы контроля морских акваторий определены специальные гидродинамические вычислительные эксперименты по моделированию зарождения и развития опасных морских явлений сейсмического и синоптического происхождения, которые должны быть адаптированы к оперативной гидрометеорологической информации и телеметрическим данным от постоянно действующих гидрофизических станций.
Подчёркиваются возможности ныне эксплуатирующейся во всём мире Глобальной Морской Системы Связи при бедствии и для обеспечения безопасности по обеспечению капитанов судов навигационной информацией от Всемирной службы навигационных предупреждений дополнительно к НАВТЕКС через Систему ИНМАРСАТ-С
В работе описаны результаты анализа данных наблюдений за колебаниями уровня моря в порту г. Холмск, выполненные при поддержке проекта РФФИ 06-05-96157 в 2006-2007 годах. Для проведения натурного эксперимента в портовой бухте было установлено два автономных датчика уровня и один кабельный, а также цифровая метеостанция.
В ходе наблюдений в Холмской бухте были зарегистрированы волны цунами, вызванных подводными землетрясениями, произошедшими 16.11.06 вблизи о.Симушир (средняя часть Курильской гряды) и 2.08.07 вблизи г. Невельск. Отмечается наличие мощных, хорошо выраженных пиков в спектрах колебаний уровня на периоде 8 мин. Это связано с резонансным усилением на данной частоте, обусловленным совпадением соответствующей составляющей в подходящих волнах цунами с одноузловой продольной сейшей бухты.
Анализ данных в диапазоне проявления тягуна, который серьезно осложняет работу порта показал, что развитию штормовых волн высотой 2,5-3,5 м, а значит и явлению тягуна, предшествует продолжительный – от 6 до 10 часов, ветер вдольберегового направления со скоростью 3-7 м/c и более. При более слабых ветрах амплитуда сейши с периодом 3 мин невелика, и тягун не представляет опасности для находящихся в порту судов.
В результате измерений 22-23 ноября 2006 года зафиксирован сильный штормовой нагон с высотой около 80 см. На фоне максимума подъема уровня четко выделяются сейши с периодом 3 и 8 мин, которые способны усилить воздействие нагонной волны на портовые сооружения и суда.
Проблема затонувших судов в прибрежных водах Сахалинской области и Курильских островов, входящих в зону ответственности Сахалинского линейного отдела Дальневосточного управления Госморнадзора, представляет собой одну из самых сложных технических задач и крайне актуальную проблему.
Предложена типизация морских катастроф, обусловленных гидрометеорологическими факторами судовождения и намечены пути их предупреждения. Предложен комплекс мер для качественного улучшения судовождения в акваториях Дальневосточных морей России.
Рассматривается метод проведения предварительных расчетов возможности использования средств ВМФ в зависимости от гидрометеорологических условий в районе их применения.
Разработана концепция ледового и гидрометеорологического обеспечения морских объектов на шельфе острова Сахалин на примере развития проекта «Сахалин-1». Для реализации концепции предлагается создать специализированную систему гидрометеорологического и ледового обслуживания мореплавания и морских операций на шельфе (ГМЛО «Сахалин-1»). Предусматривается, что эта система будет включать в себя сбор, обработку, анализ текущей ледовой и гидрометеорологической информации, разработку прогнозов и рекомендаций, ведение базы данных и представление результатов анализа и прогноза в удобном для потребителя виде.
В работе рассматривается использование различных методов получения резонансных характеристик прибрежных участков шельфовой акватории. Это численное моделирование и экспедиционные исследования пульсаций скорости движения судна на разных участках шельфа при разных гидрометеорологических условиях. А также сопоставление и анализ полученных материалов.
Рассмотрена необходимость создания подсистемы мониторинга и контроля за состоянием окружающей среды в заливе Анива (остров Сахалин). Реализация данного проекта позволит создать ПОЛИГОН по отработке методических приемов сбора и обработки информации об опасных природных явлениях, техногенных катастрофах для районов нефтегазовых месторождений шельфа Сахалина, как первоочередного объекта комплексной системы безопасности (КСБ) при изучении и освоении минерально-сырьевых ресурсов на континентальном шельфе РФ.
Для приближенной оценки максимальной высоты цунами вблизи фронта методом численного моделирования предложен упрощенный вариант модельного источника - «макросейсмический» источник цунами. В настоящей работе предложенная модель проверялась на примере двух реальных событий: Монеронского 1971 г. и Шикотанского 1994 г. землетрясений и цунами. Сравнение максимальных заплесков цунами вблизи фронта волны, полученных в численных экспериментах, с данными наблюдений за реальными цунами показало, что численная модель возбуждения цунами, использующая макросейсмический источник в качестве начальных данных, пригодна для грубых оценок высоты и времени ожидания цунами в прибрежных населенных пунктах.
В работе рассматриваются проблемы, затрудняющие подготовку высококвалифицированных специалистов для судостроительной промышленности. Предлагаются некоторые пути ускорения решения этих проблем.
В статье отражена методика подготовки курсантов ТОВМИ к использованию гидрометеорологической информации в кораблевождении. Сообщается об использовании автоматизированного рабочего места гидрометеоролога при проведении наблюдений за фактической погодой, выполнении анализа и оценки собственных прогнозов погоды.
В течение последних 150 лет в окружающих остров Сахалин водах погибло свыше 100 кораблей. Причиной первых кораблекрушений были слабая изученность района плавания, отсутствие портов, несовершенство морских навигационных карт. Во второй половине ХХ века одной из основных причин морских катастроф становится человеческий фактор.
«Северные территории» - это пропагандистский псевдогеографический термин с переменным объемом содержания, употребляющийся в рамках информационно-психологической войны, связанной с территориальными притязаниями, ведущейся Японией против России (а ранее – против СССР). Объем понятия напрямую зависит от политической конъюнктуры.
В сообщении представляются результаты 20-летней работы по созданию передвижной выставки «Трудное начало», посвященной истории освоения и обустройства дальневосточных морских рубежей России. Высказываются предложения о необходимости активизации научно-просветительской деятельности в области популяризации морских наук с целью вовлечения молодежи в практическое изучение морского дела.
Программа составлена для включения в перечень приоритетных направлений морских исследований и ускоренного освоения критических технологий для активизации морской деятельности на Сахалине и Курильских островах, утверждаемых Президентом Российской Федерации в интересах повышения эффективности дальневосточных морских коммуникаций, освоения морских природных ресурсов и развития морских производств на Дальнем Востоке России, в том числе с учетом требований по обеспечению конкурентоспособности России в международном экономическом сотрудничестве со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.